Ах, бал…

20.01.2018
Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов минувших столетий. Но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в то давнее время.

Ах, бал!... Там добивались признания света, там создавалось общественное мнение, и ослаблялись границы служебной иерархии, но обходительность и  хорошие манеры были всегда в чести!Время чарующей женственности: с локонами, кружевами, тонкими полупрозрачными тканями, шуршанием вееров,  соблазнительным и романтическим запахом духов. И бравой мужественности: с блестящими эполетами офицеров, белоснежными перчатками и элегантными усами гусар, со звоном шпор и сабель.

Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич. И название им велено было дать «ассамблеи». А в наше время они стали именоваться балами.      

Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать». Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Разные правители вносили новые правила в проведение балов. Например: императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно. Она повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала. А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое. А при императоре Павле было запрещено употребление на балах пляски, называемой «вальсеном» и ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же было приказано следить за исполнением указа строжайшим образом!

Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.

А вот так собиралась на свой первый бал героиня романа «Война и мир» Льва Толстого Наташа Ростова:

«…Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.

Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть маска,  бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à lagrecque.

Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены…»

«Русские, славяне - прирожденные танцоры», - говорила великая балерина Анна Павлова. Видимо, поэтому большинство бальных танцев Запада прижились в русском обществе, но приобрели национальные черты.

«Нельзя себе вообразить, насколько русские любят танцы, которые танцуют очень хорошо. Русские дамы мало уступают немкам и француженкам в тонкости обращения, светскости», - писал французский посол. 

На балах танцевали много разных танцев, но самыми популярными были: Полонез, Вальс – знакомств. Мазурка, Менуэт, Па-де-грас, Полька-Тройка и король танцев Вальс.

Балы всегда начинались с величественного  – Полонеза.

И  вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез.

Ах, как дивно танцевали менуэт французские короли и королевы. Их менуэты с большим количеством поклонов и реверансов стали популярны и на российских балах.

Бал продолжался грациозным, изящным танцем манер, “родственником” старинного менуэта. В переводе с французского – "грациозный шаг" – старинный танец, построенный на несложных плавных танцевальных шагах.

Па-деграс - это парный бальный танец со спокойными, изящными движениями был сочинен в России в конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. А «иностранные» названия объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке.

Танцуя падеграс партнеры меняются, так что можно познакомиться и потанцевать с несколькими дамами или кавалерами.

Здесь робости и здесь печали нет
И каждый жест изысканный и чинный.
И плавность переходит в силуэт…
Танцуем, господа, мы падеграс старинный!

Полька – национальный чешский танец. Родина её – Богемия. Из Богемии она попадает в Вену, затем в Париж. Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом! Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» — опухшие ступни и растянутые связки.

И все-таки королем балов всегда был вальс, самый знаменитый из бальных танцев. Подобно струе свежего воздуха он ворвался в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!Чувственный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Несмотря ни на что, он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двух-шаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!...

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком стоят,
А за окном шумят метели,
И звуки вальса вновь звучат!

20 января в нашей школе состоялся первый Рождественский бал для старшеклассников. Мы надеемся, что это станет началом доброй традиции, а приглашенные будут делиться со всеми своими эмоциями и впечатлениями.