Особенности организации досуга несовершеннолетних

Особенности организации досуга детей и подростков

Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы.

Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебного процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.

При организации досуга по месту жительства необходимо учитывать социально-психологические особенности детей младшего и подросткового возраста. В возрастной психологии рамки младшего школьного возраста от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерны определенные противоречия: потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности; тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности; общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке; монотонность школьной жизни, недостаточность ярких событий вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события; противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с учителем; разносторонность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы; стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и др.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности, восприятия, логичности мышления и памяти, развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

Подростковый же возраст, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в отличие от младшего школьного, гораздо чаще называют «трудным», переходным. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.

Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение. Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.

Волонтерство как универсальный феномен лежит в основе формирования высоконравственных ценностей, таких как: добро, социальная гражданская ответственность, сопереживание, здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, гражданская идентичность, сопричастность к проблемам других и окружающего мира в целом. Добровольчество на практике способствует реализации прав граждан на достойную жизнь, на участие в жизни своего общества, управлении делами государства [5]. Использование волонтерского движения в проведении досуговых мероприятий по месту жительства, при качественной подготовке добровольцев, может стать путем достижения высокого уровня качества проведения мероприятий, что будет способствовать развитию правильного проведения досуга детей и подростков.

Главными особенностями организации досуга детей и подростков по месту жительства можно назвать участие молодых людей (волонтеров) в организации и проведении досуговых мероприятий, учет специфики возраста детей, участвующих в мероприятиях по месту жительства. При должной подготовке волонтеров для проведения мероприятий и учета всех возрастных особенностей подрастающего поколения можно создать идеальный механизм организации досуга детей и подростков по месту жительства.