Дисграфия на письме

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

 

К недостаточной сформированности высших психических функций относится:

  • зрительный анализ и синтез,
  • пространственные представления,
  • слухо-произносительная дифференциация звуков речи,
  • фонематический, слоговой анализ и синтез,
  • лексико-грамматический строй речи,
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевая сфера (снижение работоспособности, низкая нейродинамика, отвлекаемость, гиперактивность)

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 6-7 лет.

 

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий:

  • пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)
  • перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)
  • пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына)
  • замена йотированных гласных (веселый – весюлый)
  • замена согласных:
  • свистящих-шипящих (завтра – жавтра)
  • парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)
  • сонорных (мебель – небель; круг – клуг)
  • аффрикатов (цапля – чапля)
  • обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)
  • недописывание слов (маска – маск)
  • раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге,  занавеска – за навеска)
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).
  • они не используют заглавные буквы, знаки препинания.
  • в средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

 

Примеры письменных работ с дисграфическими ошибками:

письмо1

 

письмо3

 

письмо4

 

письмо5

 

 

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений:

  • моторики,
  • координации,
  • баланса,
  • внимания,
  • концентрации,
  • восприятия,
  • звукопроизношения,
  • развития фонематических процессов,
  • лексики,
  • грамматики,
  • связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. 

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

Опытный преподаватель может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

 

 

Задания для детей

Виды упражнений, который мы предлагаем родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Корректурные пробы – это материал для усидчивости детей, развития зрительного внимания и памяти, а также для закрепления изученной буквы ребёнком в школе.

 

 

Упражнения "Найди слово", "Найди предложения и расставь точки". Они тренируют усидчивость детей, внимание, память, а также развивают навыки чтения.