Фонематический слух

Чтобы преодолеть такие нарушения, необходимо провести работу по развитию фонематических процессов в несколько этапов:

I  этап — узнавание неречевых звуков.

II  этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III  этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV  этап — дифференциация слогов.

V  этап — дифференциация фонем.

VI  этап — развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.

 

Рассмотрим каждый этап в следующей таблице:

Этап

Название

Содержание

Задания, упражнения, игры

1

Узнавание неречевых звуков

 

На этом этапе используются упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме.

«Узнай по звуку» (на слух определить природу звука: перелистывание книги, удар предметом о предмет и.т.д.);

«Найди предмет» (найти предмет, ориентируясь на громкость хлопков учителя);

 

2

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

 

учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

«Кто я?»

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

«Тихо-Громко»

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгады­вают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу.

 

3

Различение слов, близких по звуковому составу

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

 «Четвёртый лишний»: 

из четырех слов, отчетливо произнесенных логопедом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава;

ком—ком—кот—ком;

 «Назови гласные звуки»;

называется слово логопедом, ребенок должен выделить гласный звук из этого слова.

 

 «Найди картинку»;

Подобрать картинки к словам, близким по звуковому соста­ву:

лук — сук, булка — белка, удоч­ка — уточка, ночь — дочь, сова — софа и т.д.

 «Дополнить предложение»;

Выбрать по картинкам нужное сло­во:

У девочки ... (батон) (бутон).

У папы ... (плетка), (пленка).

У бабушки ... (нитка), (ватка).

У мальчика ... (бинт), (винт).

 Разделить картинки со звуками

(к примеру) [н] — [м] в два столбика:

малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.

 

4

Дифференциация слогов

 

На данном этапе детей учат различать слоги.

 

«Определи лишнее»;

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

Повторить ряд слогов с оппозиционными звуками:

ка-ка-га, та-да-та, са-ся-ся.

 

5

Дифференциация фонем

 

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или З. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д.  

 «Внимательные ушки»;

Логопед произносит ряд слов со звуками С и З. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук З — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.

 «Разложить картинки в два ряда»;

 В первый ряд — картинки со звуком С, во второй — со звуком З.

 «Подели картинки»;

 Детям предлагаются карточки, разделенные посредине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, в названии которых встречается звук С, нижняя — в названии которых есть звук З.

 

6

Развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза

 

На данном этапе форми­руют у детей навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

 

Определение наличия заданного звука в слове

Ø Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Логопед  называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

Ø Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

Ø «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.

Ø Подобрать слова с заданным звуком.

 

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

Ø Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

Ø   Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

Ø  Подобрать слова (картинки), начинающиеся с заданного звука.

Ø  Назвать в слове первый (последний) звук.

Ø Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

Ø «Лото».

Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

Ø «Найди общий звук».

Логопед называет слова (например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

Ø  «Цепочка».

Логопед называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Ø Определить местоположение звука в слове.

Взрослый называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове (в начале, середине,  конце).

Ø Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

 

 Определение последовательности и количества звуков в слове

Ø Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.

Ø Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

Ø «Угадай-ка».

Какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот).

Ø Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка).

Ø Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.

Ø Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

 

Определение количества слогов в слове

Ø «Домик»

Домик с порезами на крыше и окне

Логопед предлагает назвать картинку, появившую­ся в окошке домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше до­мика», соответствующую количе­ству слогов в слове.

Ø «Подбери слог к словам»

Логопед  произносит начало слова, ребенок должен оп­ределить недостающий слог, найти соответствующую карточку, опре­делить количество слогов в слове.