Чтобы преодолеть такие нарушения, необходимо провести работу по развитию фонематических процессов в несколько этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.
Рассмотрим каждый этап в следующей таблице:
Этап |
Название |
Содержание |
Задания, упражнения, игры |
1 |
Узнавание неречевых звуков
|
На этом этапе используются упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме. |
«Узнай по звуку» (на слух определить природу звука: перелистывание книги, удар предметом о предмет и.т.д.); «Найди предмет» (найти предмет, ориентируясь на громкость хлопков учителя);
|
2 |
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
|
учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. |
«Кто я?» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. «Тихо-Громко» Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу.
|
3 |
Различение слов, близких по звуковому составу |
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. |
«Четвёртый лишний»: из четырех слов, отчетливо произнесенных логопедом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; «Назови гласные звуки»; называется слово логопедом, ребенок должен выделить гласный звук из этого слова.
«Найди картинку»; Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук — сук, булка — белка, удочка — уточка, ночь — дочь, сова — софа и т.д. «Дополнить предложение»; Выбрать по картинкам нужное слово: У девочки ... (батон) (бутон). У папы ... (плетка), (пленка). У бабушки ... (нитка), (ватка). У мальчика ... (бинт), (винт). Разделить картинки со звуками (к примеру) [н] — [м] в два столбика: малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.
|
4 |
Дифференциация слогов
|
На данном этапе детей учат различать слоги.
|
«Определи лишнее»; Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п. Повторить ряд слогов с оппозиционными звуками: ка-ка-га, та-да-та, са-ся-ся.
|
5 |
Дифференциация фонем
|
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. |
«Скажи наоборот». Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или З. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д. «Внимательные ушки»; Логопед произносит ряд слов со звуками С и З. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук З — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д. «Разложить картинки в два ряда»; В первый ряд — картинки со звуком С, во второй — со звуком З. «Подели картинки»; Детям предлагаются карточки, разделенные посредине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, в названии которых встречается звук С, нижняя — в названии которых есть звук З.
|
6 |
Развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза
|
На данном этапе формируют у детей навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
|
Определение наличия заданного звука в слове Ø Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус. Ø Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Ø «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Ø Подобрать слова с заданным звуком.
Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука Ø Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо. Ø Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако. Ø Подобрать слова (картинки), начинающиеся с заданного звука. Ø Назвать в слове первый (последний) звук. Ø Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком). Ø «Лото». Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук. Ø «Найди общий звук». Логопед называет слова (например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится. Ø «Цепочка». Логопед называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов. Ø Определить местоположение звука в слове. Взрослый называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове (в начале, середине, конце). Ø Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине. Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова. Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова. Ø Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.
Определение последовательности и количества звуков в слове Ø Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему. Ø Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса). Ø «Угадай-ка». Какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот). Ø Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка). Ø Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять. Ø Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
Определение количества слогов в слове Ø «Домик» Домик с порезами на крыше и окне Логопед предлагает назвать картинку, появившуюся в окошке домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове. Ø «Подбери слог к словам» Логопед произносит начало слова, ребенок должен определить недостающий слог, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове.
|