Основная идея

Основная идея инновационного проекта

Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности.

Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной, осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося. 

Н.К.Катович предложена модель структуры образовательно-воспитательного пространства региона (Рис.2).

В центре модели находится ценностно-смысловое ядро, основу которого составляет личность школьника.

Второй уровень модели составляет само образовательно-воспитательное пространство. «Резонансные точки» распределены по всему образовательно-воспитательному пространству.

Третий уровень модели — координационно-педагогический компонент, включающий следующие звенья: аналитико-разрабатывающее, экспертное, утверждающее, управления и контроля.

Современное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.

Главной целью современного образовательного пространства должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в современном социуме.

Функциями современного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи устойчивых представлений о своих духовно-нравственных корнях, о духовно-нравственных и культурных ценностях своего народа, традициях государственности. И на этой основе формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в социуме.

В исследованиях Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., Загвязинского В.И. и других показано, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства.

Нравственное развитие личности обучающегося в современном образовательном пространстве, формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки может обеспечить освоение ими программы факультативных занятий «Основы православной культуры». Здесь не столько происходит усвоение обучающимися системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Обеспечивается формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).