Актуальность проекта

Критерии эффективности инновационной деятельности

Критерий

Показатели

1

Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме инновационной деятельности

1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме инновационной деятельности: приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы.

2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.

3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных организациях области).

2

Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности в  учреждении образования

1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе инновационной деятельности: банк, апробированных в рамках инновационной деятельности активных методов обучения, современные воспитательные технологии, направленные на развитие учащихся

2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях инновационной деятельности, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

3. Наличие, разработанных в результате инновационной деятельности научно-методических материалов: методические пособия, методические рекомендации, практические пособия, методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным организациям по внедрению результатов инновационной деятельности.

4. Наличие диагностического инструментария оценки качества воспитательной работы в условиях инновационной деятельности: пакет контрольно-диагностических методик воспитанности, пакет контрольно-диагностических методик  для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности.

3

Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся

1. Уровень этнической социализации.

2. Духовно-нравственное развитие обучающихся

3. Рост мотивации обучающихся

4

Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников

1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров учреждения образования в инновационную деятельность.

2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности.

3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.

4. Повышение профессиональной активности педагогического состава учреждения образования: участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах, участие в конференциях различного уровня и пр.

5. Количество проведенных мероприятий на базе  учреждения образования по теме инновационной деятельности.

5

Информационное сопровождение инновационной деятельности

1. Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в научно-методических журналах, изданиях.

2. Наличие публикаций (репортажей) по теме инновационной деятельности в СМИ

3. Отражение результатов инновационной деятельности на сайте образовательной организации.

4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность инновационной деятельности

6

Социальная значимость инновационной деятельности

1. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности.

2. Расширение системы внешних социальных связей школы, увеличение числа субъектов образовательного процесса.

 

 

Оценка эффективности инновационного проекта обеспечивается:

- средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, комитетом образования;

- регулярным обсуждением хода реализации инновационного проекта в методических объединениях, на совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях;

- проведением диагностической работы;

- заключением договоров о сотрудничестве с социальными субъектами – участниками воспитания: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, традиционными религиозными объединениями;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на реализацию проекта в образовательном пространстве учреждений образования;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации ИП, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, повышением квалификации педагогических и руководящих работников;

- наличием информации о ходе реализации проекта на сайте учреждений образования, сайтах профессионального сообщества в СМИ, научно-методических журналах.

Данные, полученные в ходе мониторинга, будут рассматриваться в качестве информационной основы для эффективного управления образовательным процессом в учреждениях образования, совершенствования его содержательных, методических и организационных сторон.

 

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Оплата работы по инновационному проекту «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа» будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, дополнительного бюджетного финансирования не потребуется. Методическое информационное обеспечение проекта будет осуществляться за внебюджетные средства учреждения образования.

 

Материально-техническое обеспечение:

Учебно-материальная база учреждения образования соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.

В учреждении имеются учебные кабинеты, актовый зал, учебно-методический кабинет. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, электронные средства обучения. Компьютеры подключены к сети широкополосного Интернета, что позволяет педагогам и администрации широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.

Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа.

«Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [А.Г.Лукашенко].

Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований.  Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание в учреждениях  образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств.

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

– семейное воспитание;

– социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме;

– духовно-нравственное воспитание.

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях. 

Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.

В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования. Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.

 Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.

На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:

- между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;

- между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.

Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа.

Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.

Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.

Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса.  Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности  обучающихся.

Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.

Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.

 

 

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Теоретическую основу инновационного проекта составили фундаментальные работы в области:

- психологии развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн);

- теории культуры (Ф. Боас, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, Ю.М. Лотман, Ю.С. Степанов и др.);

- этнической культуры и коммуникации (Г.Н. Волков, С.И. Гессен, А.Б. Панькин, Е.П.Савруцкая, И.В. Суханов, И.А. Шоров, Л.В.Финькевич);

- межкультурной коммуникации (М. Агар, М. Беннет, А.А. Вербицкий, Л.Самовар, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова, И.И.Халеева, Р.Д.Льюис, и др.);

- культурологических концепций образования (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.Ю. Курганов, Н.Б. Крылова и др.).

В исследованиях российских и белорусских ученых последнего времени ведется уточнение целей, задач, принципов, содержания, разработка технологий поликультурного воспитания.

А. Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Ряд авторов связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.

Гипотеза инновационного проекта основана на предположении, что процесс этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности обучающихся будет успешным, если:

- обеспечивается единство и развивающий характер предметно-пространственной образовательной среды обучающихся, оптимальные условия формирования и обогащения их социальных представлений;

- в системе профессионально-педагогической деятельности учителя и воспитателя дошкольного образования будет обеспечена трансляция совокупности знаний и представлений, адекватных возрастным особенностям и закономерностям общепсихического и социального развития личности обучающихся и соответствовать зоне их ближайшего развития;

- будет построена и внедрена в практику педагогическая модель, позволяющая системно представить и описать процесс этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся;

- будет создана педагогическая технология, обеспечивающая поэтапную реализацию содержания и мониторинг этнической социализации обучающихся; 

Методологическими основаниями проекта выступают: аксиологический, личностно-ориентированный и культурологический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и его реализация, самовыражение происходят в культуре путем освоения и присвоения им социокультурных и национальных ценностей.

 

Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность.

Одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической практики и науки является поиск корректных форм и оптимальных условий формирования устойчивой позитивной этнической идентичности и поликультурной компетентности обучающихся. Этническая идентичность личности формируется в процессе социализации человека, то есть в процессе его вхождения в культуру своей этнической группы. Это процесс формирования национального самосознания личности, этнической роли в многоролевой структуре "Я".

Мы исходим из известного общепринятого в психологической науке утверждения Л. С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Этническая социализация – это эмоционально-когнитивный процесс освоения и присвоения этнической культуры человеком, в результате которого он сознательно идентифицирует себя с определенной этнической общностью.  Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Утверждение психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной,  Д. Б. Эльконина) о развитии у обучающихся образного мышления, представлений о своей культурной и национальной принадлежности, эмоционального восприятия и сопереживания, развитии интереса к окружающему миру, творческого воображения, позволило сделать вывод о возможности и необходимости воспитания национального образа «Я», как основы национального самосознания личности.

Вместе с тем, А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание: воспитание человеческого достоинства и высоких качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества, по мнению автора, должны стать: знание основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.

Идея воспитания личности на национальных традициях вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с обучающимися, соответствует задачам учебной программы как в учреждении дошкольного образования, так и в школе.  Реализация образовательных задач государственной   программы в сочетании с моделью духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников на православных традициях и ценностях белорусского народа позволяет успешно формировать у обучающихся все компоненты ценностно-смысловой структуры этнической идентичности (Л.Н.Гумилёв) и поликультурной компетентности, особенно формирование любви к родной земле, интегрирующую функцию родного языка, принятие национальных ценностей, уважение и созидание в своей  субкультуре традиций своего народа, почитание знаменитых земляков и гордость за достижения, подвиги белорусов. Это способствует эффективному и системному усвоению обучающимися знаний о стране, родном крае, той местности, где они живут. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначальный мир родной семьи, затем родного детского сада и школы. Постепенно у него складывается образ родного села, города; ребёнок погружается в национальный быт, мелодию речи, песен, у ребенка закладываются основы для овладения языком народа, его ценностями, традициями, укладом жизни.

Формирование этнической идентичности и поликультурной компетентности  личности начинается на ранних этапах онтогенеза в процессе естественной и целенаправленной социализации ребёнка.

Мы исходим из принятия следующих общепризнанных базовых компетентностей в структуре поликультурного воспитания обучающихся:

 – социально-личностные – образуются в результате познания социальных норм и ролей, прав и обязанностей ребенка в семье, в кругу друзей, в учреждении образования, в общественных местах, овладения представлениями и знаниями о существовании социальных групп, нуждающихся в помощи;

 – этнокультурные – основываются на представлениях и знаниях о родном городе, стране, их достопримечательностях и символике, истории, традициях, обрядах, праздниках, языке, фольклоре, искусстве, великих людях Беларуси, а также о соседних странах; на умении ценить родной язык и белорусскую культуру;

 – межкультурные – формируются в процессе познания глобального мира как многокультурного сообщества людей, изучения культуры этносов, проживающих на территории Республики Беларусь; развития умения удивляться, признавать и принимать самобытность и равноценность каждой этнической культуры; воспитания терпимого отношения к представителям разных культур и навыков использования лексических единиц нескольких языков для поддержания межкультурного общения.

Основу формирования каждой из выше представленных базовых поликультурных компетентностей составляют четыре структурных компонента:

 – когнитивно-ценностный – включает теоретические представления о многокультурной среде и разнообразии культурных ценностей, о способах конструктивного общения и взаимодействия с представителями социальных и этнических групп; предполагает формирование  представлений о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран;

 – мотивационно-потребностный – указывает на наличие внутреннего побуждения и интереса к освоению поликультурных и социально-нравственных ценностей, положительной позиции в отношении людей, независимо от их социального статуса или принадлежности к этнокультурной группе;

 – эмоционально-отношенческий – отражает степень значимости предмета познания, позитивное восприятие и представление о себе и других людях;

 – коммуникативно-поведенческий – включает умение решать межличностные проблемы, навыки межкультурной коммуникации, толерантные качества личности.

Удачная семейная и педагогическая этническая социализация ребёнка является ключевым фактором формирования позитивной этнической идентичности и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся. Наша задача – обеспечить соответствующие условия в образовательном пространстве обучающихся, в системе их социального взаимодействия в семье и группе сверстников.

 

 

Ожидаемые результаты

У обучающихся развиты личностные качества и умения:

  • принятие и осознание ценности своих национальных традиций, уважительное отношение к обычаям других народов;
  • на уровне социальной компетенции — умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований;
  • на уровне личностной компетенции — способность осознать свою этническую принадлежность, позитивно относиться к маркерам своей этнической группы (язык, традиции, родная земля, образ жизни, быт и др.);
  • на уровне деятельностной компетенции — способность предвосхищать конфликтные ситуации, конструктивно преодолевать противоречия; осознанно относиться к процессам инкультурации и к самостоятельному выбору модели поведения и общения.

В нашем понимании, поликультурная компетентность – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков обучающихся, их способностей, опыта, личных качеств, составляющих единое целое и благоприятствующих освоению культур разных народов. Исходя из данного определения, а также с учетом требований учебной программы РБ, разработана структура поликультурной компетентности личности обучающихся:

  • ребёнок должен знать:

         – название родного города, поселка, страны, столицы, достопримечательности столицы и малой родины;

         – официальные символы Беларуси (флаг, герб);

         – природные символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лён).

  • иметь представление:

         – о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение);

         – о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки);

         – о блюдах белорусской народной кухни;

         – об элементах белорусского национального костюма;

         – о других странах и народах, особенностях их культуры;

         – культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.

  • должен уметь:

         – рассказывать о национальных праздниках Республики Беларусь;

         – принимать активное участие в подготовке праздников и проведении (украшать группу, класс, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски);

         – различать людей, их народы и культуры;

         – самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные личностные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, щедрость, гуманность, трудолюбие, любовь к родному краю, гостеприимство, отзывчивость).

Таким образом, социальные навыки создают базу для дальнейшего этнической социализации и развития поликультурной компетентности обучающихся, которая заключается:

         – в умении продуктивно взаимодействовать в детском коллективе, в социуме;

         – в сформированности активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях белорусского общества;

         – в достаточном уровне правовой и политической культуры;

         – в расширении конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, творческой, общественно значимой деятельности;

         – в понимании принципов коллективизма и социальной солидарности;

         – в сформированности позитивного отношения к близким, к сверстникам, взрослым, в том числе, к людям с ограниченными психофизическими возможностями.