Военно-патриотическое воспитание
Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.
Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.
Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.
Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.
В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности "руководитель по военно-патриотическому воспитанию".
Руководителем по военно-патриотическому воспитанию в школе является Бородич Леонид Викторович.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
- организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
- проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
- осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
- осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
- координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат в 2023/2024 учебном году
В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные дни, установленные актами международных организаций, иными международно-правовыми документами.
Решение об установлении государственных праздников и праздничных дней, наделении соответствующего события статусом государственного праздника принимается Президентом Республики Беларусь.
КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ,
ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ.
I. Дзяржаўныя святы, святочныя дні, памятныя даты ў Рэспубліцы Беларусь
Дзяржаўныя святы:
Дзень Канстытуцыі – 15 сакавіка;
Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі – 2 красавіка;
Дзень Перамогі – 9 мая;
Дзень Дзяржаўнага сцяга, Дзяржаўнага герба і Дзяржаўнага гімна Рэспублікі Беларусь – другая нядзеля мая;
Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі) – 3 ліпеня;
Дзень народнага адзінства – 17 верасня.
Агульнарэспубліканскія святочныя дні:
Новы год – 1 і 2 студзеня;
Дзень абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь – 23 лютага;
Дзень жанчын – 8 сакавіка;
Свята працы – 1 мая;
Дзень Кастрычніцкай рэвалюцыі – 7 лістапада.
Прафесійныя і іншыя святочныя дні:
Дзень ратавальніка – 19 студзеня;
Дзень беларускай навукі – апошняя нядзеля студзеня;
Дзень друку – 5 мая;
Дзень сям'і – 15 мая;
Дзень піянерскай дружбы – 19 мая;
Дзень моладзі і студэнцтва – апошняя нядзеля чэрвеня;
Дзень ведаў – 1 верасня;
Дзень беларускага пісьменства – першая нядзеля верасня;
Дзень бібліятэк – 15 верасня;
Дзень пажылых людзей – 1 кастрычніка;
Дзень настаўніка – першая нядзеля кастрычніка;
Дзень маці – 14 кастрычніка;
Дзень бацькі – 21 кастрычніка;
Дзень інвалідаў Рэспублікі Беларусь – 3 снежня;
Дзень правоў чалавека – 10 снежня;
Дзень беларускага кіно – 17 снежня.
Памятныя даты:
Дзень памяці воінаў-інтэрнацыяналістаў – 15 лютага;
Дзень чарнобыльскай трагедыі – 26 красавіка;
Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны і генацыду беларускага народа – 22 чэрвеня.
II. Святочныя даты (міжнародныя дні, заснаваныя ААН, іншымі арганізацыямі, грамадскімі аб'яднаннямі):
Сусветны дзень запаведнікаў і нацыянальных паркаў – 11 студзеня;
Дзень юнага героя-антыфашыста – 8 лютага;
Міжнародны дзень роднай мовы – 21 лютага;
Міжнародны дзень барацьбы з наркаманіяй і наркабізнесам – 1 сакавіка;
Сусветны дзень дзікай прыроды – 3 сакавіка;
Сусветны дзень паэзіі – 21 сакавіка;
Міжнародны дзень лясоў – 21 сакавіка;
Сусветны дзень водных рэсурсаў – 22 сакавіка;
Сусветны дзень тэатра – 27 сакавіка;
Міжнародны дзень дзіцячай кнігі – 2 красавіка;
Міжнародны дзень спорту на карысць развіцця і міру – 6 красавіка;
Сусветны дзень здароўя – 7 красавіка;
Міжнародны дзень вызвалення вязняў канцлагераў – 11 красавіка;
Міжнародны дзень палёту чалавека ў космас – 12 красавіка;
Міжнародны дзень помнікаў і гістарычных мясцін – 18 красавіка;
Міжнародны дзень Зямлі – 22 красавіка;
Сусветны дзень кнігі і аўтарскага права – 23 красавіка;
Сусветны дзень аховы працы – 28 красавіка;
Дні памяці і прымірэння, прысвечаныя загінуўшым у Другой сусветнай вайне – 8-9 мая;
Міжнародны дзень музеяў – 18 мая;
Сусветны дзень культурнай разнастайнасці ў імя дыялогу і развіцця – 21 мая;
Міжнародны дзень біялагічнай разнастайнасці – 22 мая;
Сусветны дзень без тытуню – 31 мая;
Міжнародны дзень абароны дзяцей – 1 чэрвеня;
Сусветны дзень навакольнага асяроддзя – 5 чэрвеня;
Дзень юннатскага руху – 15 чэрвеня;
Міжнародны дзень барацьбы са злоўжываннем наркатычнымі сродкамі і іх незаконным абаротам – 26 чэрвеня;
Міжнародны дзень дружбы – 30 ліпеня;
Сусветны дзень барацьбы з гандлем людзьмі – 30 ліпеня;
Міжнародны дзень моладзі –12 жніўня;
Міжнародны дзень дабрачыннасці – 5 верасня;
Міжнародны дзень пісьменнасці – 8 верасня;
Міжнародны дзень аховы азонавага слоя – 16 верасня;
Міжнародны дзень міру – 21 верасня;
Сусветны дзень турызму – 27 верасня;
Міжнародны дзень пажылых людзей – 1 кастрычніка;
Міжнародны дзень музыкі – 1 кастрычніка;
Сусветны дзень абароны жывёл – 4 кастрычніка;
Сусветны дзень настаўнікаў – 5 кастрычніка;
Дзень Арганізацыі Аб'яднаных Нацый – 24 кастрычніка;
Міжнародны дзень школьных бібліятэк – чацвёрты панядзелак кастрычніка;
Сусветны дзень навукі за мір і развіццё – 10 лістапада;
Міжнародны дзень энергазберажэння – 11 лістапада;
Сусветны дзень дзіцяці – 20 лістапада;
Сусветны дзень прывітанняў – 21 лістапада;
Сусветны дзень барацьбы са СНІДам – 1 снежня;
Міжнародны дзень інвалідаў – 3 снежня;
Міжнародны дзень добраахвотнікаў у імя эканамічнага і сацыяльнага развіцця (Сусветны дзень валанцёраў) – 5 снежня;
Сусветны дзень правоў чалавека – 10 снежня.
III. Юбілейныя даты, якія будуць адзначацца ў 2023/2024 навучальным годзе:
25.09.2023 – 110 год з дня нараджэння Сяргея Грахоўскага, беларускага паэта, празаіка і перакладчыка.
27.09.2023 – 120 гадоў з дня нараджэння Веры Харужай, удзельніцы грамадзянскай вайны, дзеяча рэвалюцыйнага руху ў Заходняй Беларусі.
20.11.2023 – 75 гадоў з дня нараджэння Яўгеніі Янішчыц, беларускай паэтэсы.
28.11.2023 – 65 гадоў з дня нараджэння Уладзіміра Карвата, лётчыка, першага Героя Беларусі.
16.12.2023 – 120 гадоў з дня нараджэння Івана Ахрэмчыка, беларускага жывапісца, народнага мастака Беларускай ССР.
24.12.2023 – 225 гадоў з дня нараджэння Адама Міцкевіча, беларускага паэта, пісьменніка, перакладчыка і драматурга.
01.01.2024 – 95 гадоў з дня адкрыцця Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі.
06.01.2024 – 110 гадоў з дня нараджэння Аркадзя Куляшова, паэта, перакладчыка, народнага паэта Беларусі.
13.01.2024 – 125 гадоў з дня нараджэння Васіля Каржа, стваральніка і камандзіра першага партызанскага атрада ў Беларусі ў гады Вялікай Айчыннай вайны, генерал-маёра, Героя Савецкага Саюза.
19.06.2024 – 100 гадоў з дня нараджэння Васіля Быкава, беларускага пісьменніка.
03.07.2024 – 80 гадоў з дня вызвалення Мінска ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў.
Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:
высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;
высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.
При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ? «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.
Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
- Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
- Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.
свернутьВ помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию
Правовая база допризывной подготовки
Допризывная и медицинская подготовка в школе.
Тестовые задания по допризывной подготовке
Методические рекомендации по организации оказания помощи воинскими частями Вооруженных Сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся
Военная топография
Ориентирование на местности без карты и движение по азимутам днем и ночью (скачать 3.42 Mb)
Учебные пособия по военной топографии (скачать 5 Kb)
Выживание и деятельность в экстремальных условиях
Обеспечение жизнедеятельности в различных условиях (скачать 3 Mb)
Общевоинские уставы
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке c учащимися по дисциплине "Общевоинские уставы" (скачать 50 Kb)
Огневая подготовка
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по огневой подготовке (скачать 185 Kb)
РХБЗ
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по радиационной, химической и биологической защите, для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (скачать 2 Mb)
Строевая подготовка
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по строевой подготовке (скачать 1 Mb)
Тактическая подготовка
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по тактической подготовке (скачать 14.8 Mb)