Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании
1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что он там узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем пяти предложений?
6. Может ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что Ваш ребёнок имеет твёрдую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли Ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей. С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся жизнь маленького школьника, даже дома, будет подчинена строгим требованиям школы. Интересы семьи, заботы родителей также концентрируются вокруг вопросов, касающихся учения ребёнка, его поведения в классе, его успехов и неудач. Родителей беспокоит и самочувствие их ребёнка в коллективе товарищей и отношение с учителями. И всё это, конечно, правильно ведь дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладывается именно в первый школьный год. И тут многое зависит от того насколько ребёнок был готов к школьному обучению.
Большую помощь в подготовке к школе оказывают детские сады, но участие родителей малыша в этом процессе необходимо. Для того чтобы ребёнок успешно учился, необходимо начать готовить его к школе заранее.
В чём же заключается данная подготовка к школе? Многие папы и мамы не достаточно правильно понимают её суть. Они прилагают большие усилия и учат детей с самого раннего возраста чтению, счёту, письму. Если ребёнок научился читать по слогам, писать печатными буквами несколько слов, в которых одни буквы могут быть заменены другими, а многие и совсем пропущены, либо написаны зеркально, если ребёнок заучил как поговорку или стишок числовой ряд и может сосчитать до тысячи, то в таком случае родители думают, что они неплохо подготовили своего сына или дочь к учению в школе. Такая подготовка чаще всего грешит серьёзными недостатками, которые тяжело скажутся на последующей работе маленького ученика. Прежде всего, обучение грамоте и счёту отнюдь не является первоочередной, да к тому же единственной заботой в подготовке будущего школьника. К тому же родители обычно не владеют теми специальными методическими приёмами, которые обычно использует учитель. Они могут вырабатывать у ребёнка некоторые ошибочные навыки: дети учатся считать на пальцах, ошибаются в написании слова, потому что неправильно представляют себе звуковой состав, неверно держат ручку. Таким ребятам приходится переучиваться, что вызывает лишние затруднения, как у учителя, так и самих детей.
Для ребёнка важна не только педагогическая готовность к школе, о которой мы упоминали выше, но и важно, чтобы ребёнок созрел к обучению физически и психологически.
Достаточного уровня готовности к школе («школьной зрелости») ребёнок достигает, обычно, в возрасте от 6,5 до 8 лет. Психика шестилетнего ребёнка в полной мере ещё не готова к школьному обучению даже, если он умеет читать и считать.
Рассмотрим подробнее критерии готовности к школе.
Педагогическая готовность к школе предполагает, что ребёнок должен уметь читать и пересказывать (у него должна быть развита речь); писать (у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, т.е. владение карандашом, ручкой, ножницами); считать (владеть навыками счёта).
Особое внимание родителей необходимо уделить звуковой культуре речи малыша (чистой речи) и по возможности устранить имеющиеся дефекты до начала школьного обучения.
Психофизиологическая готовность означает, что ребёнок должен быть готов к школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу.
Здесь родителям стоит обратить внимание на такие параметры, как:
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 таких важных составляющих, как личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность предполагает:
Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, и даже отказ от учебной деятельности. Родителям таких детей необходимо чаще показывать свою любовь, поддерживать их во всех начинаниях, хвалить за удачи и маленькие успехи.
Все выше перечисленные качества обеспечат малышу безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Ребёнок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.
Дети не готовые к новой социальной роли учатся неровно, задания выполняют наспех. Успехи у таких ребят проявляются только там, где им интересно.
Ребёнка ждёт тяжёлый труд. Ему нужно делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует от него учитель, школьный режим, программа. Для этого ребёнка необходимо научить навыкам саморегуляции.
Для того чтобы быть успешным в учёбе ребёнку необходимо уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. Родители не должны гасить вопросы любознательных почемучек, чтобы не возникла интеллектуальная пассивность, справиться с которой порой бывает крайне трудно.
Интеллектуально развитый дошколёнок, стоящий на пороге школы, имеет достаточно широкий кругозор. Он знает свой адрес, имена и отчества родителей, времена года, время суток, дни недели, основные виды цветов, деревьев, названия животных, а так же ориентируется в пространстве (право, лево, над, под и т.д.) У него не только хороший словарный запас, но и достаточный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Для развития интеллектуальной готовности родителям рекомендуется, как можно чаще общаться со своими детьми. Обсуждать увиденные кинофильмы, прочитанные книги, задавать больше вопросов.
Если вашему малышу с трудом даются различные знания - не отчаивайтесь! Переведите данное задание в практическую плоскость или игру и ребёнок с удовольствием в него включится.
В одной из своих работ выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Один неспособный мальчик придумал себе такую игру. Когда я решаю задачу, цифры - это солдаты, а я – полководец. Ответ – это крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, это аэропланы. Каждое выученное слово - сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра».
Это замечательный пример игры - учёбы для любого дошколёнка и первоклассника.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе малыша задача многоплановая и требует участия в ней и родителей, и воспитателей и различных специалистов (в зависимости от индивидуальных проблем ребёнка). Поэтому для того, чтобы ребёнок хорошо учился в школе - рекомендуется начать его готовить к этому минимум за год.
свернутьИгры для детей дошкольного возраста являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или весёлым времяпровождением. Благодаря играм у ребёнка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребёнка.
Правила компьютерных игр:
- Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетнего ребёнка - игра длится 9 минут;
- Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетнего ребёнка - это полчаса в день;
- После работы – обязательна гимнастика для глаз.
www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление
www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста
www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры
www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы
www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей
www.doktorpapa.ru - развивающие игры для детей онлайн
www.yooooo.ru - игры для детей
www.babylessons.ru - детские развивающие игры
www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения
www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”
свернуть