Рекомендации родителям будущих первоклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители Если у вас есть даже незначительные сомнения по поводу уровня развития речи вашего ребенка, а тем более, если вы четко видите недостатки в его речевом развитии, не стоит надеяться на то, что он вырастет и сам научиться говорить. Вам необходимо обратиться за консультацией к специалистам для получения (в случаи необходимости)  коррекционно – педагогической помощи.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет в дальнейшем овладеть чтением и письмом.

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника?

  1. Звукопроизношение

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

 

  1. Фонематические процессы

Ребенку нужно уметь различать на слух похожие звуки, например, [п] - [б], [ш] - [ж], [с] - [з]. Старший дошкольник, не различающий оттенки звуков на слух, будет смешивать буквы, обозначающие эти звуки на письме.

Важно уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове, уметь самому придумывать слово на заданный звук, подбирать слова с заданным звуком, определять количество и последовательность звуков в слове (2–4 звука) с гласными А, О, У, Ы, Э.

 

  1. Слоговая структура слов

К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

 

  1. Словарный запас

Словарный запас ребёнка дошкольного возраста  должен быть достаточно развитым (не менее 2000 слов) и включать в себя все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребёнка.

 

  1. Грамматический строй речи

Родителям следует обратить внимание на способность ребенка правильно:

  • образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных (стол – столы, глаз – глаза, дерево – деревья);    
  • согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (голубой вагон – голубая рубашка – голубое небо, нет голубого вагона – голубых рубашек – голубого неба);
  • согласовывать числительные один, одна, одно; два, две, пять c существительными (5 домов, 2 зайца, 1 тарелка и т.д.), а также числительные с прилагательными и существительными (2 высоких дома, 5 высоких домов);
  • употреблять и понимать значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

Помимо вышеперечисленных навыков ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь образовывать:

  • существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище);
  • существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр – тигрёнок, заяц – зайчонок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок);
  • существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, пианист, актёр, комбайнёр и др.);
  • глаголы, путём добавления  приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.);
  • прилагательные  от существительных (дерево – деревянный, пух – пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый, лиса -- лисьи).

 

  1. Связная речь

Ребёнку, поступающему в школу, необходимо уметь:

  • формулировать вопросы;
  • развёрнуто и полно на них отвечать;
  • запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения;
  • описывать события из собственной жизни;
  • делиться своими впечатлениями от увиденного;
  • составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин.

Обращаем ваше внимание, что зачисление ребенка в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (учителем-логопедом)  осуществляется только по заключению ЦКРОиР, т.е. необходимо прохождение (после предварительной записи) ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).