Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №6 г.Слуцка"
Уважаемые родители!
Вы очень любите своих детей.
Помните, что для детей ваша любовь необходима как воздух.
Дети - зеркало родителей. Если вы их одариваете любовью, то они её отражают, возвращают Вам.
Подтверждением родительской любви будут следующие способы:
- Визуальный контакт. Смотрите ребёнку прямо в глаза открытым, естественным, доброжелательным, любящим взглядом.
- Физический контакт. Обнимай те детей, подростков похлопывайте по плечу, теребите ласково их волосы.
- Уделяйте внимание. Посвящайте им безраздельно часть своего личного времени.
- Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте о своих чувствах в разговоре с ребёнком, называйте словами те чувства, которые испытывает ребёнок.
- Говорите детям хорошие и ласковые слова.
- Говорите им: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», и др.
- Празднуйте или отмечайте дни рождения детей, дарите подарки.
- Улыбайтесь детям. Улыбайтесь чаше.
- Вы взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.
- Разрешайте детям ошибаться, разрешайте им проявлять свои чувства.
- Дети - не ваша собственность. Воспринимайте их как отдельную личность.
свернуть• Не скупитесь на похвалу или поцелуй.
• Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
• Показывать ребенку, что его любят таким, каков он есть.
• Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
• Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
• Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это не выгодно.
• Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
• Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье, создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка.
• Признавайте права ребёнка на ошибки.
• Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится ребенку.
• Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
• Хоть иногда ставьте себя на место вашего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
свернуть> Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
> Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
> Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
> Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
> Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
> Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
> Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
> Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
> Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
> Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
свернутьУчащиеся должны знать:
❖ Названия букв алфавита
❖ Признаки гласных и согласных
❖ Звонкие и глухие
❖ Мягкие и твердые согласные
❖ Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами (е, е, и, я, ю) и мягким знаком.
Учащиеся должны уметь:
❖ Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове
❖ Делить слова на слоги
❖ Выделять ударный слог
❖ Переносить слова по слогам
❖ Обозначать в письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком
❖ Правильно списывать слова, предложения
❖ Писать под диктовку без пропусков, замены, искажений букв и слогов тексты, написание которых не расходится с произношением
❖ Писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных
❖ Писать сочетания жи, пга, ча, ща, чу, щу
❖ Проводить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв
❖ Находить в предложении слова, обозначающие, о ком, о чем говорится в предложении, что говорится
❖ Употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку в конце
свернуть
Учащиеся должны знать:
❖ Части слова (приставка, корень, суффикс, окончание);
❖ Части речи (имя прилагательное, имя существительное, глагол, предлог);
❖ Члены предложения: главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
❖ Грамотно, каллиграфически правильно списывать текст;
❖ Писать под диктовку связный текст;
❖ Проверять написанное;
❖ Работать со словами, имеющими безударную гласную в корне слова;
❖ Проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, определять гласные, согласные (глухие, звонкие, твердые, мягкие), соотносить количество звуков и букв в словах типа весна, конька;
❖ Производить разбор ясных по составу слов (выделять окончание, корень, приставку, суффикс);
❖ Разбирать предложения по членам предложения: выделять подлежащее и сказуемое.
свернутьУчащиеся должны уметь:
❖ Безошибочно, каллиграфически правильно списывать текст;
❖ Писать под диктовку связный текст;
❖ Ставить запятую между однородными членами предложения без союзов и с союзами "а", "но";
❖ Проверять написанное;
❖ Проводить фонетический разбор слов сложной слоговой структуры типа морозный, школьник;
❖ Производить разбор слова по составу, разбор слова как части речи (определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; время, число, спряжение глаголов);
❖ Производить синтаксический разбор: определять предложение по интонации;
❖ Разбирать простое предложение по членам предложения;
❖ Выделять из предложения словосочетания.
свернутьНеуспевающих учеников можно разделить на три категории:
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка. Почему учиться трудно?
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Что еще может помешать хорошо учиться?
- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте – игровые интересы. В более старшем возрасте – отсутствие чувства ответственности.
- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко – и в том другом случае неинтересно).
- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
- Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи.
Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
свернутьБудите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
Не подгоняйте ребенка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – ваша задача. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию. После школы не торопите ребенка садиться за уроки – необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете только с ребенком! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор, общение с подругами и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учебе! Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
свернуть1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
свернуть❖ 1. Старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела.
❖ 2. Нельзя принуждать ребенка заниматься.
❖ 3. Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания.
❖ 4. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно приниматься за следующее.
❖ 5. Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) - подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.
❖ 6. Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы.
❖ 7. За одно занятие следует выполнять не более 2-3 упражнений, разучивая их поэтапно и обязательно в заданной последовательности.
❖ 8. Ежедневные занятия должны длиться не более 15 мин.
❖ 9. Помните, что ежедневные занятия дома – залог успеха вашего ребенка.
свернуть♦♦♦ Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребёнка и заинтересовать, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок».
♦♦♦ Занимайтесь с ребёнком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить.
♦♦♦ Проводите занятия таким образом, чтобы ребёнок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите ребёнка, скажите ему, что « ошибки сдаются».
♦♦♦ Над одним и тем же правилом работайте вместе 3-4 дня или даже неделю. Когда ребёнок полностью его усвоит и перестанет делать ошибки на это правило, тогда вы спокойно переходите к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.
♦♦♦ Начтите с внимательного изучения тетрадей вашего ребёнка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок.
♦♦♦ Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктантов, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемые правила. Для этого перед записью каждого « сомнительного» слова необходимо спрашивать ребёнка, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно ещё раз обратиться к правилу. Далее можно постепенно приступать к написанию контрольного диктанта.
♦♦♦ Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях, приучит ребёнка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме.
свернутьАдаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Выделяют три фазы адаптации:
1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели;
2) неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
3) относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни). Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».
В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка». Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.
Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязанно, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.
Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (по М.М. Безруких):
— специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;
— неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.
В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.
Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.
Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.
свернуть