Развитие метапредметных компетентностей учащихся

«ФОРМИРОВАНИЕ И  РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  КАК ФАКТОР  ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

 

  Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.


Макс Теодор Феликс фон Лауэ,
лауреат  Нобелевской премии
за 1914 год по  физике

 

В настоящее время общество запрашивает от школы выпускника, который будет обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.

Поэтому современный этап развития общества обусловил необходимость качественного обновления образовательного процесса. С 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Повышенный уровень изучения учебных предметов позволяет обеспечить формирование у учащихся  как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания для решения собственных жизненных проблем.

Реализация образовательных программ в условиях профильного обучения на III ступени общего среднего образования актуализирует внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся. Это позволит учащимся лучше ориентироваться в современном мире.

Сегодня все учреждения образования призваны выполнить социальный заказ государства на качественное конкурентоспособное образование, удовлетворяющее современные потребности учащихся и их родителей. Главной ценностью является личность ребёнка, её развитие, самоопределение и самореализация в обществе, формирование человека - гражданина, патриота.

Метапредметный подход в образовании и непосредственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Отпуская учащегося на другой урок, мы, как правило, не всегда знаем, как на других предметах он сможет применить знания, полученные на нашем уроке. Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. 

 

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Метапредмет (лат. приставка "meta-" -- "за", "через", "над") -- предполагает выход за пределы собственно предмета. 

Метапредмет -- учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, она основывается на интеграции и универсальности знаний и выстраивается поверх и вокруг традиционных учебных предметов.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, активности, методов работы над собой.

 

Метапредметы

  • Метапредмет "Знак" (модель, схема, обозначение) формирует у учащихся способность схематизации и формулирования. Так они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются продумать, то, что хотят сделать.

Мышление, как известно, часто осуществляется на схемах. Но схему объекта иногда построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории — различные таблицы с данными; на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; на физике — графики и схемы  изучаемых процессов). За этими разными графическими изображениями они учатся видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

 

  • Метапредмет "Задача" (задание, вопрос) формирует у учащихся навыки получения знаний о разных типах задач и способах их решения.

При его изучении формируются способности понимания и моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания плана для решения этих задач. Здесь принципиальное значение имеет дифференциация понятий «учебная задача», «конкретно-практическая задача», «творческая задача». Все названные выше виды задач находят отражение в описываемом метапредментном компоненте. Учебную задачу они рассматривают как задачу, направленную на нахождение общего способа решения для определенного класса задач, конкретно-практическую задачу – как связанную с отработкой учащимися уже сформированных умений, а творческую задачу – как задачу, не имеющую однозначного решения, предусматривающую вовлечение учеников в творческую деятельность, требующую использования эвристических и креативных методов.

Условием эффективного освоения компонента метапредметного содержания «Задачи» является включение обучаемых в решение задач различных видов:

А) При решении задач на нахождение учащемуся предлагается построить что-либо, получить, обнаружить объект, который является искомым в предложенной данной задаче.

Б) При решении задач на доказательство необходимо установить истинность или ложность некоторого утверждения.

В) В задачах на преобразование четко описано наличное (имеющее место сейчас) и целевое (требуемое состояние). При этом нужно найти последовательность операций по переведению объекта из имеющегося состояния в необходимое.

Г) В задачах на систематизацию имеют дело с массивом информации, который следует структурировать и систематизировать (что собственно составляет цель решения задачи).

Д) Задачи на выведение структуры связаны с нахождением общего принципа с опорой на конкретные случаи, которые даны в условии.

Е) Задачи на оценку дедуктивных аргументов – обратные задачи задачам на выведение структуры – предусматривают применение общих положений в каждом конкретном случае.

Следует заметить, что в ходе освоения компонента метапредметного содержания «Задачи» учащиеся вовлекаются как в процесс решения отличающихся по уровню сложности задач, так и в процесс их самостоятельного составления, учатся замечать непривычное в привычном, взглянуть на известное с новой точки зрения, увидеть задачу в повседневной жизни и сформулировать ее.

 

  • Метапредмет "Знание" (кругозор, познания, сведения) формирует у учащихся блок исполнительных способностей.

Сюда входит способность работать с системами знаний, способность строить идеализации (идеализация — это такой конструкт, который построен на мыслеобразах и лежит в основе понятия) и т.д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания.

Одна из них — техника «знающего незнания», учащиеся выделяют зону непознанного в том, что они уже знают. Формулируют, что именно они не знают, намечают ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

 

  • Метапредмет "Проблема" (нерешенные моменты, связь фактов в одно) формирует у учащихся умение обсуждать проблемы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешенных проблем.

Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др. В образовательной практике используют понятия «учебная проблема» и «учебная проблемная ситуация». Вписывая компонент «Проблема» в структуру метапредметного содержания, при организации учебного процесса нужно учитывать:

  • во-первых, сущность и структуру учебной проблемы: известное, неизвестное, противоречие, познавательный мотив, субъектный опыт ученика;
  • во-вторых, виды учебных проблем, дифференцированных по природе неизвестного, сущности противоречия, способам создания проблемных ситуаций, охвату учебного содержания (ситуационная, тематическая, комплексная, сквозная);
  • в-третьих, наиболее значимые факторы, детерминирующие сложность учебных проблем (состав условия, состав решения, «расстояние от вопроса до ответа»);
  • в-четвертых, различные степени включенности обучаемых в самостоятельное решение учебной проблемы и связанную с этим специфику взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Включение в метапредметное содержание компонента «Проблема» способствует формированию у обучаемых чувствительности к проблемам, умения их формулировать, адекватно используя понятийно-терминологический и логический аппарат, умений анализировать проблемы, строить гипотезы, определять степень их состоятельности, выбирать способы проверки, конструировать программу доказательства гипотезы, осуществлять проверку, формулировать выводы.

Например, на уроках иностранного языка можно применять элементы «проблемы» через:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

На уроках белорусского языка и литературы работа в рамках метапредмета поможет:

  • развивать смысловое чтение, включая умение определять тему;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку по ключевым словам;
  • выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;
  • устанавливать логическую последовательность основных фактов.

 

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, активности, методов работы над собой.

Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Любой урок в современных условиях можно организовать с учетом метапредметного подхода. Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.

При структурировании метапредметного урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала.

Перед учителем стоит задача, как спроектировать такой урок, который будет решать поставленные задачи по формированию метапредметных результатов? Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?

Можно использовать алгоритм разработки такого урока:

  1. Формирование темы занятия.
  2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.
  3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.
  4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.
  5. Основой метапредметного урока будет какая-либо проблемная образовательная ситуация. Нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер.
  6. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока.
  7. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен.
  8. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности.
  9. Тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

Обогащение содержания образования метапредметным компонентом обуславливает особенности организации процесса его усвоения и процесса преподавания. Здесь можно использовать технологию личностно-ориентированного обучения, информационно-компьютерные технологии обучения, технологии индивидуализированного обучения, обучения в группе, проблемного (исследовательского) обучения, проектного обучения, задачного обучения, обучения на основе использования многомерных дидактических инструментов, обучения на основе использования схемных и знаковых моделей учебного материала.

Условием эффективного внедрения  метапредметного подхода  является комплекс дидактических средств:

  • дифференцированные задания для учащихся,
  • набор проблемных ситуаций, которые будут создаваться на уроке,
  • комплект задач, образцов их решения,
  • маршрутные листы,
  • опорные конспекты,
  • карточки – ориентировочные основы,
  • карточки-опоры,
  • логико-смысловые схемы учебного материала,
  • банк интеллект-карт (в то числе электронных),
  • интерактивные электронные карточки-инструкции,
  • памятки для учащихся,
  • учебные приложения для интерактивной доски,
  • электронные средства контроля,
  • подборка учебных, художественных, технических, научных и научно-популярных текстов,
  • исторических и нормативно-правовых документов,
  • видео-ролики,
  • мультимедийные презентации,
  • образовательные форумы, блоги,
  • гостевые книги,
  • видеоконференции,
  • электронные задачники,
  • справочники,
  • тематические словари с открытой возможностью их дополнения обучающимися.

Большое значение при формировании метапредметных компетентностей отводится включению учащихся в деятельность по самоконтролю и самооценке. Для этого ученика знакомят с алгоритмом самооценки и способствуют усвоению умений, пользуясь этим алгоритмом, планомерно осуществлять самоанализ проделанной работы и самооценку.

Подводя итоги педагогического совета, хочу отметить, что ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её выпускниках умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов». Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

 

 

Различные приемы работы с метапредметными элементами

 

  1. Приём «дай определение и составь схему»

Учащиеся самостоятельно прочитывают какой-то фрагмент текста, затем выбирают - сначала определяющее (видовое) слово, а потом оговариваются главные признаки, формулируется и записывается определение понятия в виде схемы.

ПАМЯТКА «КАК ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

  1. Вспомните все характерные признаки понятия.
  2. Определите наиболее существенные из них, без которых понятие теряет смысл.
  3. Подберите более широкое (видовое) понятие, к которому относится изучаемое, сформулируйте определение.
  4. С помощью ключевых слов составь схему.

 

Как сравнивать  понятия или факты по самостоятельно определенным критериям

  1. Определить план (признаки) сравнения, т. е. вопросы, по которым будете сравнивать понятия или факты.
  1. Охарактеризуйте сравниваемые понятия или факты по каждому вопросу. Сравнение удобно выполнять в форме таблицы.

 

План сравнения

Сравниваемые понятия или факты

Факты №1

Факты №2

 

 

 

  1. Определить общие черты и отличия понятий или фактов.
  1. Сформулируйте соответствующие выводы.
  1. Есть ещё один вариант сравнения - найти общее и различия.

 

Результаты своей деятельности оформите с помощью таблицы(2).

Общее

Различия

Объект №1

Объект №2

 

 

 

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

 

  1. Для отработки, закрепления понятий можно использовать разминки, экспресс-опросы, понятийные диктанты, медиаазбуку, дидактическую игру «Алфавит», аналитические таблицы

 

  1. Синквейн как эффективный метод развития образной речи и синтезирования сложной информации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА СИНКВЕЙН 

  1. Внимательно прочитай текст, указанный учителем.
  2. Выдели в каждой части главную мысль.
  3. Кратко её сформулируй.
  4. Выдели ключевое слово.
  5. Результат оформи с помощью синквейна.
  6. Своё мнение аргументируй фактами.

 

ПОМНИ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА!

1 строка – одно ключевое слово (чаще всего сущ. или мест.), которое обозначает описываемый объект, понятие или событие, определяет содержание синквейна.

2 строка – два ключевых слова (чаще всего прил. или прич.), они дают описание признаков и свойств объекта, характеризуют данное понятие.

3 строка – три ключевых слова (чаще всего глагола или дееприч.), описывающие или показывающие характерные действия объекта.

4 строка – короткое предложение, фраза из четырёх слов, выражающая мысли и личное отношение автора к объекту.

5 строка – одно ключевое слово (чаще всего сущ.), характеризующее образ, суть объекта, через него автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данным понятием.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика — Минск, 2000.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
  4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007./
  5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»Фёдорова Светлана Шамиловна
  6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие / Громыко Н.В./
  7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) Фёдорова Светлана Шамиловна/
  8. http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23«Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» /pdf Светлана Руденко /
  9. http://www.teacher-of-russia.ru    Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.Александрова В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»
  10. http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.
  11. Громыко Н. В., Половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
  • http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820
  • http://www.sibuch.ru/article.php?no=451 
  • http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824http://imc.tomsk.ru/metod
  • http://www.apkpro.ru/content/view/804/ 
  • http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
  • http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html/