Начало урока
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффекта, а дети еще в течение некоторого времени продолжают заниматься своими делами, не включаясь в работу.
Каким должно быть приветствие учителя? Пожалуй, именно от первых слов учителя зависит психологическая атмосфера всего учебного занятия. Обращали ли Вы внимание, уважаемый читатель, как смотрят дети на учителя, входящего в класс, что в этих глазах? Прежде всего, ожидание того, что скажет учитель и как скажет.
Существует огромное количество методов и приёмов включения учащихся в урок. Их назначение всоздании благоприятной атмосферы, оперативного включения в деятельность участников педагогического взаимодействия, установления коммуникации.
Метод "Заверши фразу"
Порядок реализации метода
- Педагог называет фразу (например, "Я пришел сюда "А еще хочу сказать "А знаете ли вы..?", "Если бы я был деканом факультета ...".) и предлагает участникам взаимодействия, не обдумывая, завершить ее.
- Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее завершения.
- После выступления всех участников педагог представляет свой вариант завершения фразы.
Метод "Подари цветок"
Порядок реализации метода
- Педагог знакомит участников с условиями реализации метода: каждый из участников при дарении цветка кому-либо из присутствующих должен объяснить свою мотивацию дарения.
- Педагог дарит цветок одному из участников и объясняет, почему он это делает.
- Участник, получивший цветок, дарит его другому участнику взаимодействия, объясняя свою мотивацию дарения и т. д.
Метод "Аллитерация имени"
Порядок реализации метода
- Желательно, чтобы участники разместились на своих местах, образуя круг.
- Педагог объясняет название метода и условия его реализации. Аллитерация имени — дополнительная характеристика к имени участника, которая начинается с той же буквы, что и имя (например:Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый).
- Каждому из участников предлагается в течение 1 мин. придумать аллитерацию своего имени, чтобы она отражала его индивидуальность.
- После того, как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: "Хочу вам представиться: я — Сергей серьезный", передает эстафету следующему участнику (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т. д.).
Метод "Комплимент"
Порядок реализации метода
Педагог знакомит участников с условиями реализации метода: каждому необходимо сделать комплимент находящемуся слева от него соседу.
Метод "Поменяемся местами"
Порядок реализации метода
- Участники размещаются на своих местах, образуя круг
- Педагог предлагает участникам быстро меняться местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов—10—15. Например, педагог говорит: "Пусть поменяются местами те, кто (у кого ):
•уже проснулся;
•жаждет деятельности;
•пил на завтрак чай;
•пил на завтрак кофе;
•добирался до школы пешком;
добирался до школы на общественном транспорте
•желает узнать что-то новое;
желает общаться;
• хорошее настроение;
•есть что-то серое (черное и т. д.) в одежде;
•обувь черного цвета и т. д.
- Участники, отвечающие на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на другое, освободившееся. Еслиучастники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.
Приём “Фантастическая добавка”
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Пример
На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?