Организационное начало урока

Начало урока

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффекта, а дети еще в течение некоторого времени продолжают заниматься своими делами, не включаясь в работу.

Каким должно быть приветствие учителя? Пожалуй, именно от первых слов учителя зависит психологическая атмосфера всего учебного занятия. Обращали ли Вы внимание, уважаемый читатель, как смотрят дети на учителя, входящего в класс, что в этих глазах? Прежде всего, ожидание того, что скажет учитель и как скажет.

Существует огромное количество методов и приёмов включения учащихся в урок. Их назначение всоздании благоприятной атмосферы, оперативного включения в деятельность участников педагогического взаимодействия, установления коммуникации.

 

Метод "Заверши фразу"

Порядок реализации метода

  1. Педагог называет фразу (например, "Я пришел сюда "А еще хочу сказать "А знаете ли вы..?", "Если бы я был деканом факультета ...".) и предлагает участникам взаимодействия, не обдумывая, завершить ее.
  2. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее завершения.
  3. После выступления всех участников педагог представляет свой вариант завершения фразы.

Метод "Подари цветок"

Порядок реализации метода

  1. Педагог знакомит участников с условиями реализации метода: каждый из участников при дарении цветка кому-либо из присутствующих должен объяснить свою мотивацию дарения.
  2. Педагог дарит цветок одному из участников и объясняет, почему он это делает.
  3. Участник, получивший цветок, дарит его другому участнику взаимодействия, объясняя свою мотивацию дарения и т. д.

Метод "Аллитерация имени"

Порядок реализации метода

  1. Желательно, чтобы участники разместились на своих местах, образуя круг.
  2. Педагог объясняет название метода и условия его реализации. Аллитерация имени — дополнительная характеристика к имени участника, которая начинается с той же буквы, что и имя (например:Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый).
  3. Каждому из участников предлагается в течение 1 мин. придумать аллитерацию своего имени, чтобы она отражала его индивидуальность.
  4. После того, как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: "Хочу вам представиться: я — Сергей серьезный", передает эстафету следующему участнику (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т. д.).

Метод "Комплимент"

Порядок реализации метода

Педагог знакомит участников с условиями реализации метода: каждому необходимо сделать комплимент находящемуся слева от него соседу.

Метод "Поменяемся местами"

Порядок реализации метода       

  1. Участники размещаются на своих местах, образуя  круг
  2. Педагог предлагает участникам быстро меняться местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов—10—15. Например, педагог говорит: "Пусть поменяются местами те, кто (у кого ):

•уже проснулся;

•жаждет деятельности;

•пил на завтрак чай;

•пил на завтрак кофе;

•добирался до школы пешком;

добирался до школы на общественном транспорте

•желает узнать что-то новое;

желает общаться;

• хорошее настроение;

•есть что-то серое (черное и т. д.) в одежде;

•обувь черного цвета и т. д.

  1. Участники, отвечающие на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на другое, освободившееся. Еслиучастники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах.

Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Пример

На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?