Мотивы - движущие силы познания.
Методика мотивации должна предусматривать вопросы:
Как? Где? Почему?
Среди специальных приёмов изучения мотивации выделим:
1.Апелляция к жизненному опыту учащегося. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
2.Создание проблемной ситуации. Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.
Способы создания проблемных ситуаций
1. Столкновение учащихся с противоречиями между новыми фактами и явлениями и имеющимися знаниями (при необходимости теоретического пояснения и поиска путей их использования).
2. Столкновение учащихся с необходимостью выбора нужной информации (ситуация с избытком информации).
3. Использование противоречий между имеющимися у учащихся знаниями и практическими заданиями.
4. Побуждение к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил и действий и их обобщению.
5. Побуждение учащихся к выявлению внутренних и межпредметных связей и связей между явлениями.
3. Ролевой подход и деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
4. Приём выбора партнёра (зависимость самостоятельности мотивов от взаимодействия с другими)
5. Приём неоконченных предложений (« Я был бы рад, если бы...).
6. Приём неоконченного рассказа.
7. Рассказ по картинке, воображаемые ситуации.
8.Решение нестандартных задач на смекалку и логику.Задачи такого характера воспринимаются учащимися гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома
9.Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы. Проверить знания учащихся можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
- Игры и конкурсы.
11. Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменять значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение (животное); перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…
- Игра в случайность. Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик.
13. Изготовление самодельных наглядных пособий. Такими пособиями могут стать рисунки, модели, макеты, карты, настольные игры, схемы и таблицы. Особый эффект будет достигнут, если данные пособия останутся в кабинете для «будущих поколений».
14. Использование творческих заданий.Учащимся предлагаются вопросы типа «Что произошло, если бы…?». В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации.
15. Создания ситуации успеха. Практика свидетельствует о том, что очень сложно работать с неуспевающими учениками. Предлагается такой приём как дозирование изложения нового материала с обязательным закреплением после каждого этапа. Творческие методы следуют только за репродуктивными, когда ученик уже убедился в возможности воспроизвести информацию. Ученики пользуются подсказками, действуют по алгоритму. Не исключено даже высокое оценивание выполнения несложных, по сути, заданий. Такой приём оправдывает себя, поскольку ученики начинают верить в собственные силы.
Памятка для учителя «Как стимулировать учащихся?»
-опирайтесь на желания;
-дайте обучаемым шанс;
-используйте ситуацию;
-используйте намерения;
-сделайте работу привлекательной;
-учитывайте интересы и склонности;
-показывайте последствия поступков;
-признавайте достоинства;
-одобряйте успехи;
-переходите на контракты;
-поддерживайте соперничество;
-дайте шанс спасти свой престиж;
-обращайтесь к самолюбию;
-хвалите;
-показывайте достижения;
-ищите нестандартные решения;
-создавайте потребность признания;