Способ постановки воспитательных целей и задач

  1. Способ постановки задач

Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в учащихся, через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах учащегося в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности.

 

Общие требования к постановке задач занятия:

 (задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения)

  • задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
  • задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
  • задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
  • формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
  • задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
  • в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать, формировать, воспитывать и пр.)
  • Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития ребенка.

 

 

 

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей

 

Воспитывать:   

любовь к малой родине, к родному дому, семье, двору, микрорайону, городу;

доброжелательное отношение к окружающим;

соблюдение правил этикета;

доброжелательность;

дружелюбие;

готовность сотрудничать;

вежливость;

умение заботиться;

доброту;

искренность;

чуткость;

общительность;

стремление помочь;

отзывчивость.

 

Формировать:  

положительную самооценку;

потребность в самоорганизации;

аккуратность;

бережливость;

трудолюбие;

сдержанность;

основы самоконтроля;

скромность;

самостоятельность;

умение доводить начатое дело до конца;

настойчивость;

выдержку;

потребность в здоровом образе жизни;

умение видеть прекрасное;

гигиенические знания и умения;

оптимизм;

доброжелательное отношение к труду;

культуру труда.

 

 

 

Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия

 

На организационном этапе:

воспитание навыков культурного поведения;

воспитание культуры внешнего вида;

воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности;

умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;

формирование умения планировать свою деятельность;

формирование мотивации держать слово;

формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;

формирование мотивации к проявлению детьми гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.

 

На этапе проверки домашнего задания:

воспитание навыков культуры речевого общения;

воспитание навыков культурного поведения;

формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.

воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;

формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.

формирование мотивации к проявлению удовлетворенности своей деятельностью;

формирование мотивации применять полученные знания на практике;

развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

 

На этапе изложения нового материала:

воспитание навыков культурного поведения;

воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;

воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;

формирование умения контролировать свои слова и поступки;

формирование мотивации держать свое слово;

формирование мотивации считаться с мнением других;

формирование мотивации доводить начатое дело до конца;

формирование умения четко выполнять каждое задание;

развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;

формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.

 

На этапе закрепления нового материала:

воспитание навыков культурного поведения;

воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;

формирование умения контролировать свои слова и поступки;

формирование мотивации считаться с мнением других;

воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.

формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;

формирование потребности применять полученные знания на практике;

формирование умения четко выполнять каждое задание;

развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

 

  1. Как правильно формулировать цели урока?

Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Ведь цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока; сформулированная цель должна быть:

а) четкой;

б) понятной;

в) достижимой;

г) проверяемой;

д) конкретной.

 

Триединая цель в трёх аспектах:

1) познавательном

2) развивающем

3) воспитательном.

 

Не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

 

 

 

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

 

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего),

развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

 

Примеры воспитательных целей:

«Способствовать воспитанию любви к Родине (патриотизма)…»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Способствовать формированию …… на примере изучения …»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЦЕЛИ  УРОКА

  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности:
  • исполнительности,
  • дисциплинированности,
  • внимательности,
  • добросовестности,
  • деловитости,
  • уверенности,
  • эмоциональной уравновешенности,
  • ответственности,
  • трудолюбия
  • работоспособности.
  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности:
  • активности,
  • увлеченности,
  • целеустремленности,
  • настойчивости,
  • наблюдательности,
  • волевых качеств,
  • интуиции и сообразительности,
  • решительности,
  • способности к самооценке,
  • самостоятельности.
  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности сначала в ученическом, а затем в производственном коллективах:
  • требовательности,
  • принципиальности,
  • критичности и самокритичности,
  • благородства,
  • человечности,
  • чуткости и гуманности,
  • вежливости и тактичности,
  • уважительности,
  • самообладания и выдержки,
  • достоинства,
  • оптимизма,
  • дружелюбия,
  • приветливости,
  • взаимовыручки.
  1. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
  2. Формирование положительного отношения к труду.
  3. Формирование идейных убеждений.
  4. Воспитание активной жизненной позиции.
  5. Воспитание эстетического и ответственного отношения к окружающей действительности.
  6. Формирование положительных мотивов учения.
  7. Воспитание патриотизма и интернационализма.
  8. Показ важности в общественной значимости знаний, физического и нравственного здоровья.