• Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос.
• Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.
У детей дошкольного возраста обычно нарушаются следующие группы звуков:
- свистящие (с, с’з, з', ц),
- шипящие (ш, ж, ч, щ),
- сонорные (л, л', р, р', j),
- заднеязычные (к, к', г, г', х, х').
Эти дети занимаются в детском саду с логопедом и находятся под особым контролем у них же.
К школьному возрасту у некоторых детей остаются нарушенными только одна группа звуков, например, только шипящие или только сонорные. У других детей нарушаются одновременно две или несколько группы звуков.
И если же ребенок пришел в первый класс с нарушенным звукопроизношением, то процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.
При искажении звука дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Здесь, большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. | При данном нарушении дети не произносят данный звук в речи. В таком случае внимание уделяется артикуляционному укладу. | При замене звуков дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха. |
Рассмотрим следующие группы звуков: