Звукопроизношение

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.
• В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).
• Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос.
• Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

 

 

У детей дошкольного возраста обычно нарушаются следующие группы звуков:

  • свистящие (с, с’з, з', ц),
  • шипящие (ш, ж, ч, щ),
  • сонорные (л, л', р, р', j),
  • заднеязычные (к, к', г, г', х, х').

Эти дети  занимаются в детском саду с логопедом и находятся под особым контролем у них же.

 

 К школьному возрасту у некоторых детей остаются нарушенными только одна группа звуков, например, только шипящие или только сонорные. У других детей нарушаются одновременно две или несколько группы звуков.

И если же ребенок пришел в первый класс с нарушенным звукопроизношением, то процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

 

на сайт работа логопеда 3-1

При искажении звука дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Здесь, большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При данном нарушении дети не произносят данный звук в речи. В таком случае внимание уделяется артикуляционному укладу. При замене звуков дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

 

  

Рассмотрим следующие группы звуков:

Артикуляционный уклад звука С

развернуть

Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами;

Передняя часть спинки языка широкая, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная.

Звучание - шум, похожий на свист.

свернуть

Артикуляционный уклад звука СЬ

развернуть

Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С, и напряжены.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы;

Передняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С, боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.

Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют. Голоса нет.

свернуть

Артикуляционный уклад звука З

развернуть

Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол.

Передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука [С].

свернуть

Артикуляционный уклад звука ЗЬ

развернуть

Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует;

Передняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.

Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя - узкая, холодная.

свернуть

Артикуляционный уклад звука Ц

развернуть

Губы - при произнесении звука [Ц] в нейтральной позиции.

Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.

Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Мягкое небо - поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют.

Воздушная струя - умеренная.

свернуть

Артикуляционный уклад звуков Ж, Ш

развернуть

Губы слегка округлены;

зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);

широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель;

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха;

посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, не вибрируют, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют.

свернуть

Артикуляционный уклад звука Ч

развернуть

Губы круглые, вытянуты вперёд.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

свернуть

Артикуляционный уклад звука Щ

развернуть

Губы круглые, вытянуты вперёд.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята.

Горлышко не гудит.

свернуть

Артикуляционный уклад звуков Л, Ль

развернуть

Губы растянуты в положении «Забор».

Кончик языка поднят к верхних резцов.

При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

свернуть

Артикуляционный уклад звука Р, РЬ

развернуть

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме «Чашки» поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

свернуть

Подготовительный этап

развернуть

Подготовительный этап (артикуляционные упражнения, выработка воздушной струи) продолжается до выработки стереотипа.

Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю.

Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно.

Продолжительность занятий – 3-5 минут.

свернуть

Этап постановки звука

развернуть

На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе проводится работа над развитием фонематического восприятия, анализа и синтеза. Оно  предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

свернуть

Этап автоматизации звука

развернуть

Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

свернуть

Этап дифференциации звуков речи

развернуть

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
  3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.
  4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
  5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Основная цель этого этапа – различение звуков. Речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

свернуть