Профильное образование

Организация профильного обучения в учреждениях общего среднего образования

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

 

Модели формирования профильных классов:

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы.

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

 

В 2019/2020 учебном году в VI «В» классе изучение на повышенном уровне в подгруппе из 9 учащихся учебного предмета «Иностранный язык» в количестве 5 учебных часов в неделю (в соответствии с примечанием 8 к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада - средней школы, детского сада-средней школы на 2019/2020 учебный год, утвержденному постановлением 44); в связи с этим на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» для данной подгруппы учащихся отводится 1 час (в соответствии с примечанием 9к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада - средней школы, детского сада-средней школы на 2019/2020 учебный год, утвержденному постановлением 44);

в X «А» классе реализуется 3-я модель профильного обучения: первая группа изучает на повышенном уровне учебные предметы «Иностранный язык (английский)» и «Белорусский язык», вторая все предметы изучает на базовом уровне.

в X «Б» классе реализуется 3-я модель профильного обучения: первая группа изучает на повышенном уровне учебные предметы «Математика» и «Белорусский язык», вторая все предметы изучает на базовом уровне.

в XI «А» классе – реализуется 1-я модель профильного обучения, филологического направления с изучением на повышенном уровне в рамках всего класса учебных предметов «Белорусский язык» и «Английский язык»;

в XI «А» классе учебный предмет «Трудовое обучение» не изучается в связи с изучением ряда учебных предметов на повышенном уровне;