Готовность к обучению в школе

КАК ЕЁ ОПРЕДЕЛИТЬ?

 

Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело, и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений. Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке по определённой школьной программе.

Психологическая готовность ребёнка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также определённый уровень развития психических функций. Это интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе подразумевает не только и не столько определённые умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем. К моменту поступления в школу у ребёнка должен быть накоплен определённый багаж знаний, полученных опытным путём. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребёнком в речи таких оборотов, как: «… если, то …», «потому что», «поэтому» и тому подобное. Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребёнка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру, - он развивает своё аналитическое мышление.

Чтобы понять, насколько развито у ребёнка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада», например, карту квартиры. Пусть он найдёт указанный на карте клад. Логическое мышление определяет способность ребёнка классифицировать предметы и явления на основе определённых признаков.

Личностно-социальная готовность ребёнка к школе – это его готовность к новой для себя роли, роли школьника и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Будущий первоклассник должен быть готов ко взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, уметь контролировать себя и устанавливать какие-то ограничения. К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, например, если в это время за окном играют другие дети. Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребёнка к школе его адекватная самооценка. Ребёнок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в одном классе или школе, стремление быть похожим на старшего брата… В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребёнка желание учиться, ответственное отношение к учёбе и, естественно, положительную мотивацию: к школе, к учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребёнка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребёнка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время настройте его на успех и дайте понять, что вы в него верите.

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребёнка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и тому подобное. Так как дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться ребёнку скучной и неинтересной. Заранее подготавливайте ребёнка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребёнку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

И самое главное – ваш ребёнок должен хотеть учиться! Родителям важно как можно больше общаться с ребёнком, превращая обучение в игру.

 

 

Экспресс-тест готовности ребёнка к обучению в школе

 Он должен знать и уметь называть:

- фамилию, имя, отчество (собственную и родителей);

- свой домашний адрес и телефон, город, страну;

- самые распространённые растения и животные;

- дни недели, времена года (в их последовательности), количество месяцев в году;

- цвета, виды спорта и популярные профессии;

- основные правила дорожного движения.

Он должен понимать разницу между:

- «правый» и «левый», «справа» и «слева»;

- улицей, городом и страной;

- фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;

- зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными.

Он должен уметь:

- решать простые задачки (в том числе на логику);

- отгадывать загадки;

- восстанавливать последовательность событий;

- выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;

- описывать картинку;

- пересказывать сюжетную историю;

- учить наизусть стихотворение или небольшой отрывок из 4-6 предложений;

- считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

- выполнять простые арифметические действия;

- обращаться с ножницами: вырезать по контуру геометрические фигуры либо несложные картинки;

- работать с ручкой и карандашом: проводить чёткие линии без линейки, штриховать и закрашивать, не выходя за контур изображения.

Поделиться в: