Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №6 г.Слуцка"
Что же необходимо для того, чтобы выбрать профессию «по душе»? Опыт профориентационной работы в нашем Центре показывает, что современные старшеклассники сталкиваются с двумя проблемами, затрудняющими процесс их профессионального самоопределения. Первая из них связана с недостатком общей осведомленности будущего выпускника школы о постоянно обновляющимся рынке профессий и об учреждениях, позволяющих овладеть той или иной из них. Вторая, на наш взгляд, наиболее важная проблема связана с необходимостью учета личностных особенностей, интересов и склонностей старшего школьника в процессе выбора им профессиональной деятельности.
Мы предлагаем вам один из вариантов пошаговой схемы выбора будущей профессии. Она включает в себя три этапа. Первый из них – ознакомительный. Прежде чем выбирать себе дело, надо разобраться, какие профессии существуют в мире, и для чего каждый конкретный профессионал нужен. Чтобы составить полную картину о профессии, нужно ответить на вопросы: что делает профессионал? В чем состоит результат его деятельности? При помощи каких средств он его достигает? В каких условиях профессионал трудится?
Результат профессиональной деятельности – это главная составляющая любой работы. Только представление о том, что именно мы хотим достичь, позволяет нам достигать желаемого. Например, у учителя есть представление об образованном по данному предмету ученике (кстати, представление это довольно конкретно, и на его основе оцениваются знания учащихся), у врача есть представление о здоровом человеке, у менеджера – представление об эффективно работающем предприятии, у программиста – о программе, решающей заданные задачи. Кроме представлений о результате труда, важно понять «как, каким образом я хочу этот результат получать». Например, представление об образованном человеке есть и учителя, и у преподавателя Вуза, и у репетитора, но каждый из них достигает своей цели разными способами и в разных условиях. И конечно же, выбирая профессию так же важно знать, какие требования предъявляются к специалисту, причем не только в плане знаний и умений, но и в плане уровня развития его способностей и личностных качеств.
Откуда получить эту информацию? Лучше всех о своей профессии расскажут специалисты-профессионалы. Каждый молодой человек, стоящий перед выбором профессии, окружен взрослыми людьми, которые одновременно являются профессионалами в той, или иной деятельности. Их увлеченный рассказ о своем деле может стать мощным толчком к развитию у ребенка живого интереса к той или иной сфере человеческой деятельности. Сами родители подчас не подозревают о том, насколько интересным источником информации по этому вопросу они могут выступать для ребенка!
Также специалистов можно найти в ВУЗах, колледжах, техникумах и прочих профессиональных учебных заведениях, где готовят специалистов. Как с ними встретиться? Самый простой способ – прийти на День открытых дверей и постараться получить соответствующую информацию у сотрудников деканата, кафедр интересующего вас факультета. Там же можно договориться и о личной встрече с сотрудником ВУЗа, способного дать вам более подробную информацию не только о профессиональной деятельности, но и об особенностях обучения по этой специальности в данном учебном заведении.
Итак, после того, как молодой человек разобрался немного в многообразии специальностей, можно перейти ко второму этапу. Здесь уже важно понять направление выбранной профессиональной деятельности, и какие из рассмотренных специальностей соответствуют такой деятельности. Вот для чего пришлось потратить немало времени и сил на поездки и разговоры. Составив такую картину на несколько профессий, молодой человек наконец-то сможет решить: что ему нравится, а что - нет, в чем он добьется успеха, а в чем - нет. Имея четкую структуру, он также сможет определиться, почему ему нравится или не нравится та или иная профессия. Чем больше профессий он переберет, "перемерит" как платья, тем точнее и осознанней будет его выбор.
И ещё на один непростой вопрос необходимо ответить молодому человеку, прежде чем выбрать свою будущую профессию: «Что я хочу получить от работы?». Большинство молодых людей, обращающихся в наш Центр за помощью в профессиональном самоопределении, прежде всего, хотят получать высокую зарплату. Но и она не всегда может подарить радость от работы, потому что человеку свойственно развиваться, стремиться к новому. И чем сильнее в человеке тяга к изменениям, тем больше возможностей для личностного и профессионального роста он будет искать в работе.
Последний этап посвящён выбору ВУЗа, колледжа, техникума, иначе говоря, того учебного заведения, в котором можно получить специальность и освоить профессию. Этот этап является своего рода апофеозом всей проделанной нами ранее работы. Именно им ребенок должен закончить процесс первой ступени своего профессионального самоопределения. На что же здесь следует обратить внимание? Главной ценностью любого учебного заведения является его преподавательский состав. От уровня его профессионализма напрямую будет зависеть насколько подготовленным специалистом станет ваш ребенок. Желательно ознакомиться и с расписанием занятий. Указанные в нем предметы, а также количество отведенных на каждый из них часов позволит вам оценить объем предлагаемых данным факультетом знаний. Помните, что обучение должно соответствовать Государственному образовательному стандарту по данной специальности. В противном случае будущий студент рискует получить неполный набор знаний, что приведёт в дальнейшем к затруднениям в процессе использования их в профессиональной деятельности. Стоит обратить внимание на техническое и материальное оснащение учебного процесса (библиотека, компьютерные классы, специально оборудованные кабинеты и т.д.). Можно прислушаться к мнению студентов, а лучше выпускников данного учебного заведения.
Итак, подытожим. На первом этапе поиска следует проявлять бесконечное любопытство, ведь чем больше молодой человек узнает о мире профессий, тем разнообразнее будут возможности его выбора. На втором этапе нужно быть необычайно внимательным к своим внутренним ощущениям, ведь профессия - это не вещь, которую можно выбросить, если разонравится, а дело, которым, возможно, придётся заниматься всю жизнь. На третьем этапе надо быть чрезвычайно осторожным, ведь здесь происходит выбор тех, кто будет учить вашего ребенка «ремеслу».
Выбор профессии – дело трудное и кропотливое, и чем раньше вы им займетесь, тем лучше будет результат. Целесообразнее начать знакомство с миром профессий в 8-9 классе. Если ребёнок почувствует, что ему всё равно трудно выбрать дело по душе, можно обратиться к психологу-профконсультанту. Он поможет молодому человеку разобраться, чего хочет его душа и подскажет, где искать варианты. Его можно найти в школе, в Центрах занятости, специализированных центрах по работе с детьми и молодёжью. Главное, помнить: кто ищет, тот всегда найдёт. Успехов вам!
Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.
Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.
Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.
свернутьПрофессия журналиста – очень динамичная, творческая и интересная. Сегодня мы готовим не только журналистов для печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ (в том числе журналистов-международников), но и специалистов по информации и коммуникации, литературных редакторов. Факультет журналистики БГУ является структурным подразделением Белорусского государственного университета, которое обеспечивает:
Миссия факультета – подготовка квалифицированных специалистов для сферы медиапроизводства и массовой коммуникации Республики Беларусь, научное и аналитическое сопровождение ее деятельности.
Сегодня на факультете журналистики в общей сложности обучается 1133 человека, в том числе 967 студентов на I ступени высшего образования (специалитет), 120 студентов на II ступени высшего образования (магистратура), а также 46 аспирантов и докторантов.
На I ступени высшего образования – 967 человек, в том числе на дневном отделении – 827 человек, на заочном – 140 человек; на бюджетной форме – 349, на платной – 618; белорусских граждан – 593 человека, иностранных граждан – 374. Наиболее многочисленны граждане КНР (363 студента). Также образование на факультете получают граждане из России, Украины, Армении, Казахстана, Эквадора.
На II ступени образования (магистратура) – 120 студентов, из них: на бюджетной форме – 14, на платной – 106. Граждане Беларуси – 12 человек, иностранные граждане – 108 человек.
Более детальную информацию можно узнать по ссылке: http://www.journ.bsu.by/
свернуть